Что такое сатира? Как говорил Георгий Александров: “Сатира – это показанные с юмором нелепые явления жизни”. Прав он или нет мы утверждать не можем, зато точно можем сказать, что сатира – это довольно распространённое явление в литературе, и особенно в жанре фантастики. Рассмотрим это подробнее.

Понятие сатиры охватывает два значения:

  • Во-первых, это разновидность комического, которая отличается заостренностью и игрой на несоответствии истинного ожидаемому.
  • Во-вторых, сатира определяется как средство художественной типизации, раскрывающее несостоятельность, дефективность, если можно так выразиться, действительности путем юмористического, гротескового ее переосмысления.

Как мы можем видеть, последнее вполне позволяет рассматривать сатиру в фантастическом контексте. С другой же стороны, мы должны понимать, что такое смеховое изображение мира имеет не так уж и много общего с «твердыми» фантастическими жанрами, которые пытаются создать у читателя иллюзию правдоподобности происходящего. Писатели-сатирики же только подчеркивают условность своих произведений. Кроме того, существуют сатирические произведения, не содержащие фантастических элементов, однако они не являются предметом этой статьи.

Прообразом сатирических произведений Нового времени являются басни, которые с помощью зооморфных образов могли обрисовать человеческие недостатки, при этом их автор мог не опасаться за собственную жизнь. Конечно, применение сатирического обобщения в «Истории одного города» Салтыкова-Щедрина или «Острове пингвинов» А. Франса не может быть объяснена подобной мотивировкой.

Современники упрекали Салтыкова-Щедрина в попытке создать историческую сатиру на конкретных монархов – например, в образе Угрюм-Бурчеева угадывали известного своей тиранией Аракчеева. А между тем фантастические, гротесковые черты романа оставались вне внимания критиков, хотя на самом деле они играют первостепенную роль – благодаря образам градоначальников, глуповцев, самого города, произвольно сужающегося и расширяющегося, автор стремился подойти к решению каких-то универсальных проблем, связанных с историей монархической власти в России.

Анатоль Франс пошел еще дальше, сумев отобразить в романе всю периоды человеческой истории, которая завершилась построением футуристического Города, воплощения капиталистического мира. «Остров пингвинов» интересен еще и тем, что концовкой писатель иронически переосмысливает произведения Г. Уэллса и Джека Лондона.

Вообще, включение научно-фантастических элементов в сатиру достаточно распространенная практика (вспомним «Собачье сердце» М. Булгакова, отразившие реальные эксперименты тех годов). В «Клопе» и «Бане» В. Маяковского фантастический антураж поддается издевке и высмеиванию. Так, профессор Чудаков долго и подробного говорит об изобретенной им машине времени, однако самого устройства на сцене нет и рабочие, по ремарке автора, «запаивают воздух». Применение же Маяковским приема «театр в театре» только подчеркивает условность всего происходящего.

Усиление в сатире алогичного начала привели к появлению такого художественного явления, как театр абсурда. Предшественниками «В ожидании Годо» и «Носорогов» были произведения Альфреда Жарри и обэриутов, близкие к смеховой культуре. С сатирой театр абсурда сближает необходимость раскрыть внутреннюю алогичность мира с помощью применения фантастических элементов. Время в абсурдистских пьесах течет абсолютно произвольно: часы бьют то двенадцать, то шесть раз. Персонажи похожи на бумажных человечков без определенных черт характера, с которыми автор может играть, как только захочет: заставить забыть собственного мужа (жену), ожидать три дня прибытия какого-то Годо или попросту превратить в носорогов.

Главная же цель автора – изобразить человечество, находящееся в тупике, обрекая тем самым любые попытки найти рациональное объяснение всему происходящему в мире на провал.

Оставить комментарий