Не следует верить тем, кто говорит, что обучать ребенка считать просто. Но помочь усвоить элементы нумерации совсем не сложно. Главное – не сажать ребенка за стол и с умным выражением лица что-то объяснять, а обучать играя. Это один из основных путей к знаниям.
Пожалуй, начинать обучение следует еще до первого года. Конечно, чтобы понять как научить ребенка считать, следует и самому смириться с тем, что в два года ребенок считать не будет, разве что заучит на память. Тем не менее существует метод поэтапного обучения нумерации. Если следовать ему, то проблем с вычетом не будет. Главное начать, а дальше дело техники.
Первый этап – до года.
Для того чтобы развить мелкую моторику пальцев рук малыша, нужно еще до года играть с ним в традиционную «Сороку-ворону». Можно читать ребенку различные стихи и считалки, и не следует обращать внимание на цифры. На этом этапе ребенок должен понять, что игры с родителями – это весело и интересно. Поэтому данный этап считается подготовительным.
Второй этап – 1 год.
Когда вашему малышу исполнится 1 год, можно начинать знакомство с понятием «много». Как это нужно делать? Можно разложить на полочке несколько игрушек, а в руку взять одну. И на этом примере показывать, что в руке одна игрушка, а на полочке «много». Также неплохо действует метод, когда ребенок сначала по вашей просьбе дает одну игрушку, а после того «много» игрушек. Главное здесь акцентировать внимание ребенка на большее количество предметов. Не забывайте каждый раз после занятия похвалить своего малыша, и не заставлять, если он потерял интерес к игре – пусть занимается тем, что ему нравится.
Третий этап – 2-3 года.
На этом этапе знакомим ребенка с понятиями «больше», «меньше». Для этого нам подойдет все то, что можно сравнивать. Предлагайте ребенку предметы разного размера – машинки или куклы, или чайную и столовую ложку. И в процессе вашей беседы, спросите ребенка: «Какая кукла у тебя большая?», «Какая кукла у тебя маленькая?». Усложняйте задание для вашего ребенка, если ему и дальше интересно играть. Например, в одной избушке живет один зайчик, а во второй – много. Два зайчики пошли в гости к одинокому друга, и уже во второй избушке зайчиков стало меньше. А в домике где живет один зайчик, их стало больше. Если малышу будет интересно, посчитайте вместе с ним сколько зайчиков в домиках.
Четвертый этап – 4 года.
В четыре года ребенок уже начинает понимать, какое число совпадает с количеством предметов. Как научить ребенка правильно считать? Для этого Вам нужны карточки с рисунками, на которых будут изображены цифры и интересные для ребенка рисунки – животные, фрукты и овощи, явления природы и др. Главную роль здесь играет визуальное восприятие материала. Время знакомить ребенка с цифрами. Показываем ребенку карточку с цифрой один и одной тыквой и говорим, что на ней изображена одна тыква. Далее показываем цифру два, и показываем на ней ананасы, и так далее до десяти. При ознакомлении с цифрами до десяти следует показывать ребенку числа на пальцах, при этом делать акцент, что единичка – похожа на худенького человечка, двойка – на лебедя. На данном этапе учим ребенка считать до десяти и обратно.
Пятый этап – 5-6 лет.
Готовим ребенка к школе. На этом этапе нужно освоить понятия о количественном значении числа. Объясняйте своему ребенку, что цифра один состоит из одной единички, цифра два – из двух единичек, и так до десяти. Для этого используем специальные палочки, можно использовать спички или ушные палочки. Следующим шагом будет знакомство ребенка с тем, какая цифра «больше», а какая «меньше», какая впереди, а какая сзади. Изобразить это можно на числовом ряде, который можно приобрести в любом детском магазине. Можно в игровой форме решать простые задачки, где будет фигурировать вопрос где «больше», а где «меньше». К этой задаче следует подходить творчески, в процессе рисования или лепки. Следует принять во внимание такой вид деятельности, который нравится ребенку больше, например, рисование. Предложите ребенку раскраски, заранее подготовленные, чтобы разрисовать вместе. В процессе рисования посчитайте с ребенком, сколько животных на одном рисунке, и сколько на втором. После чего, задайте ребенку вопросы: – На каком рисунке животных больше?; А на каком меньше?; Почему?. Если ребенок даст правильный ответ и сможет объяснить почему, можно считать, что он успешно освоил количественное значение цифр.
Несколько главных советов, которые пригодятся вам при обучении вашего малыша:
- Всегда считайте только то, что ребенку интересно – машинки, куклы, явления природы, животных и др..
- Не начинайте учить с цифр – сначала формируйте мышление и воображение.Не забывайте о считалках, связанных с числами.
- Счет следует начинать со слова «один», а не «раз». Потому, что таким образом вы запутаете ребенка.
- Внимательно следите, чтобы счет ребенка не опережал его действий, когда он показывает пальчиком на предметы, которые считает. Он должен делать это одновременно или сначала показывать, после чего говорить.